Из игроков в тренеры: интервью с Sunshine

Главная / Новости / Из игроков в тренеры: интервью с Sunshine

11-01-2017

После анонса Heroes Global Championship (HGC) у сообщества Heroes of the Storm появились поводы надеяться на более стабильные составы команд. Однако это не гарантирует командам из Северной Америки и Европы улучшения своих позиций в мировом рейтинге; для этого нужны тренеры. Разумеется, в обоих регионах среди игроков найдется множество несогласных с такой идеей: на тренеров очень часто смотрят свысока в силу недостаточного количества опыта, ограниченных познаний и способностей.


Проанализировав точку зрения всех сторон данного спора, я (esportsjohn) обратился к Стивену «Sunshine» Моргану. В прошлом Sunshine был игроком 2ARC, после чего летом 2016-го решил попробовать себя в роли тренера Gale Force eSports. Под его руководством команда на ESL Burbank показала лучшую игру за все время своего существования, одолев таких титанов, как Cloud9, Brain Power и Naventic и закончив турнир с впечатляющим общим счетом 9-1. На DreamHack Summer результаты были хуже в силу задержки рейса, но многим лето 2016-го все равно запомнится как лучший период в истории Gale Force.

 

О карьере

 

Расскажи о времени, проведенном в 2ARC. Ты называл их «привратниками профессионального киберспорта».

Это так (смеется). Когда я играл за 2ARC, Blaze тоже выступали на любительской сцене, и наши команды были на голову выше всех остальных. Никто даже не приблизился к нашему уровню, но в личных противостояниях сильнее всегда оказывались Blaze. Так что поначалу было трудно, но я многому научился от товарищей по команде и других игроков.

 

Что случилось с 2ARC?

Команда сменила название. Теперь они Nice! Gaming и их спонсирует Dark Arts. Состав остался прежним.

 

После 2ARC ты решил попробовать свои силы в качестве тренера GFE. Расскажи, как ты осваивался в новой для себя роли.

Я всегда хотел со временем стать тренером. Это произошло намного быстрее, чем я планировал, но не мешает мне наслаждаться своим делом. У меня хорошо получается выделять сильные и слабые стороны игроков, что в ремесле тренера, по моему мнению, является ключевым навыком.

 

О работе тренера

 

В игровом сообществе многие не до конца понимают, чем именно занимается тренер команды по Heroes of the Storm. Как бы ты описал свою деятельность?

Мнения о том, какие функции должен выполнять тренер, разнятся буквально от человека к человеку. Для меня тренер – это тот, кто способен непредвзято оценивать игру. Игроки при анализе матчей часто исходят из определенной роли, которую они выполняют, а тренер смотрит на все в целом, не ограничиваясь рамками игровой механики того или иного класса. С игроками профессионального уровня не нужно нянчиться, указывая им на допущенные ошибки и рассказывая, над чем стоило бы поработать; важнее всего выработать у них глубокое понимание игры и напомнить о мелких деталях, которые могут вылететь из головы во время соревнования. Я занимался именно этим. Тренер не подвержен такому количеству стресса, как сама команда, поэтому наличие наставника с таким же высоким уровнем игры, как и сами игроки, – это, определенно, большой плюс.

 

Должны ли все тренеры иметь высокий навык игры и обширные познания?

Второе важнее. Однако я встречал такое, что тренер, не обладающий высокими навыками, упускал базовые вещи, и это становилось проблемой. Я сыграл достаточно игр для того, чтобы обрести понимание игрового процесса.

 

Как насчет другой стороны тренерской деятельности – организации тренировок и разработке тактики? Этим в основном занимаются тренеры или аналитики?

Расписание тренировок у нас в основном составляла сама команда. GFE – очень дисциплинированный коллектив, так что о недостатке практики я никогда не беспокоился. Если бы это стало проблемой, я бы обязательно попытался разобраться. Тактическая подготовка очень часто имела место во время соревнований и на тренировках. Отработка конкретных комбинаций героев, профессиональное отношение к тренировочному процессу, анализ матчей – все это важно как на подготовительной, так и на практической стадии.

 

Насколько вероятно, что в будущем команды будут иметь несколько тренеров с разными обязанностями?

Если киберспортивная сцена HotS станет соизмерима с DotA 2 или LoL, это вполне возможно. Однако на данный момент инфраструктура не позволяет иметь даже одного наставника. Тренеры очень помогают, поэтому выгода команд будет пропорциональна их бюджету.

 

Некоторое время назад на Tempo Storm вышла статья, призывающая североамериканские команды активнее нанимать тренеров, которая вызвала большой резонанс. Многие говорили, что в Северной Америке попросту нет хороших тренеров. Ты согласен?

Нет. Люди в том же ключе говорят об отсутствии хороших игроков-любителей, но ни то, ни другое не является правдой. У нас есть Jun, Casanova и Legend – очень сильные игроки. Не все добились ошеломительного успеха на профессиональном уровне, но как можно это сделать, не играя в топовой команде?

 

 

То же и с тренерами: если не давать им возможности себя проявить, как можно судить об их уровне? Я бы не стал называть себя фантастическим тренером, поскольку после GFE возможностей проявить себя мне особо не представлялось. На первом турнире под моим руководством мы сыграли 4-4, на втором – 9-1, на третьем – 3-5. Очевидно, что здесь замешано много различных факторов, но если не давать людям пробовать себя в качестве тренеров, то нельзя будет и судить об уровне их тренерского мастерства.

 

Но как тогда командам оценивать тренера, с которым они хотят заключить контракт, особенно если им не нравится его стиль или они не разделяют его мнения по тому или иному вопросу? Как можно перестраховаться от того, что такой ход принесет больше вреда, чем пользы?

Стоит просто дать тренерам поработать. На Dreamhack Austin у нас с командой была договоренность: я провожу аналитическую работу и помогаю между сериями, но во время игры и между матчами в основном молчу. Никто не был заинтересован в том, чтобы сильно менять сложившиеся устои, в том числе я. Мы многому научились, и к началу ESL в команде было отличное взаимодействие между тренером и игроками. А главную роль в соблюдении баланса, по моему мнению, должен играть менеджер.

 

Похоже, ты очень ответственно относился к своей работе.

Да уж, я вкладывал в GFE больше времени, чем сами игроки. Я наблюдал за каждым тренировочным матчем, компилировал драфты наших противников, играл сам для поддержания уровня и подменял отсутствующих игроков. Не хочу этим бравировать, просто это реально требовало большого количества времени и отдачи.

 

Всем известно, что ты и Mavnis конфликтовали во время GFE. Не переходя на личности, что ты можешь сказать о ситуации, когда менеджер не поддерживает тренера? Как можно выйти из такого положения?

Я считаю, что тренер наиболее эффективно осуществляет свои функции, когда «властью» его наделяет сама организация, а не игроки. В случае конфликта, который может возникнуть в силу стресса или ссор между игроками, решение тренера будет важнее решения команды, и это должно быть подкреплено поддержкой вышестоящего руководства. В Корее это не проблема, поскольку молодежь по умолчанию уважает старших, но в Северной Америке все не так. Многие будут возмущены тем, что решение одного человека оказалось важнее решения команды, но иногда этого просто не избежать. Игроки испытывают огромное давление, что приводит к не свойственным им ошибкам. Тренер нужен как раз для того, чтобы привести в чувство таких игроков, а иногда и всю команду. Конечно, если тренер злоупотребляет своей властью, игроки могут просто пойти к руководству и попросить применить к нему санкции: штраф или отставка. Хороший же тренер никогда не причинит команде вреда, поэтому с ними такие ситуации должны быть крайне редки. Именно поэтому я и поднял вопрос взаимоотношений с Mavnis. Когда я хотел воспользоваться своими полномочиями, чтобы поставить команду на ноги, менеджер не предоставил мне такой возможности. У меня есть к нему и другие вопросы, но единственная причина, по которой всплыла эта проблема, – это прямая связь с эффективностью выполнения работы тренера.

 

В Европе есть несколько успешных тренеров по HotS. Как ты думаешь, их успех – залог поддержки менеджеров или сказывается менталитет игроков?

Я не уверен. Европа, на мой взгляд, сильно отличается от Северной Америки, я больше согласен, пожалуй, со второй причиной. Европейцы относятся к игре очень серьезно, поэтому у руководства нет нужды вмешиваться в отношения между тренером и игроками. Хотя я очень даже могу ошибаться.

 

О мете и игровом дизайне

 

В североамериканской мете сейчас все довольно запутано. Как бы ты ее описал?

Ох, сложный вопрос. Если честно, мне кажется, именно это и планировали Blizzard, создавая игру. Мы видим огромное количество по-разному взаимодействующих друг с другом героев и огромное количество различных стилей игры. В команде может быть один мобильный герой, с помощью которого можно неожиданно коллективно атаковать противника, а могут быть 5 мобильных героев, которые будут меняться местами. Билд Тассадара может быть ориентирован как на Валлу, так и на Трейсер, так и на Иллидана; при этом просто так заблокировать Тассадара – тоже сложное решение, поскольку сам по себе он не очень силен. Вдобавок ко всему есть составы, полностью ориентированные на командные бои на протяжении всего матча. Все это сводится к тому, что при таком разнообразии знание сильных и слабых сторон противника становится важно как никогда.

 

Есть ли в текущей мете что-то, что тебе не нравится?

Мне не нравится, насколько Тассадар становится сильнее в зависимости от союзников. Он неплох сам по себе, но противостоять комбинациям Тассадара с определенными героями иногда почти невозможно. Я бы хотел, чтобы он был более независимым, если можно так выразиться (смеется).

 

Показатели лечения и урона со временем немного выросли. Стоит ли об этом беспокоиться?

Нет, не думаю. В DotA, например, персонажи наносят безумный урон. Там убийства происходят гораздо быстрее, чем в HotS, так что не думаю, что это проблема. Blizzard всегда были хороши в уравновешивании сильных и слабых сторон героев. Медики, например, очень хороши в лечении, но бесполезны во внезапных атаках. В плане дизайна персонажей я верю в Blizzard.

 

Что бы ты поменял в ключевых аспектах игры?

Таланты из LoL, как бы странно это ни звучало. Это пассивные баффы, которые игрок выбирает до начала матча и которые позволяют подстроить героя под себя. Мне очень нравится эта механика, но не настолько, чтобы требовать ввести ее в HotS. Возможно, стоит вернуть набор уровня каждым персонажей по отдельности, это бы предоставило игрокам больше вариативности.

 

В DotA вводят таланты. Что ты об этом думаешь?

Таланты делают игру намного более гибкой в плане баланса, а каждого героя – более индивидуальным. От этого выигрывают все, и создатели других MOBA начали это понимать.

 

Как тебе новая идея «мультиклассовости» Вариана?

Просто супер! Обожаю ее. Одной из вещей, которая побудила меня начать играть в HotS, была возможность выбрать стиль игры за счет героической способности, а Вариан выводит эту идею на новый уровень.

 

Кого бы ты хотел увидеть как следующего мультиклассового героя?

Логичным выбором кажется Жрец, но хотелось бы чего-нибудь необычного, как с Медивом, который может и наносить урон, и быть героем поддержки. Теневой жрец был бы очень интересным героем!

 

О разном

 

Статистические показатели (составы команд, используемые герои, процент побед и т. д.) иногда ведут к ошибочным выводам. Как аналитик, насколько ты доверяешь статистике?

Нинасколько (смеется). Ненавижу итоговую турнирную статистику. Она красиво смотрится, но от нее никакого толку. Если более слабая команда берет более выгодный набор героев, но не умеет ими играть и в итоге проигрывает на классе, статистика от этого только страдает. В работе аналитика нет легких путей: статистические данные могут лишь указать верное направление, но точно предсказывать результаты матчей на их основании нельзя.

 

В продолжение темы, что ты думаешь о Hots Logs и о том, как сильно на него полагаются игроки в поисках баланса?

В Hots Logs как-то писали, что Тассадар и Утер – худшие герои в игре, но именно они на тот момент доминировали в мете. Ни один профессиональный игрок после этого не будет воспринимать такой источник всерьез.

 

Собираешься ли ты возобновить игровую карьеру или удовлетворен тренерской деятельностью?

Киберспортивная сцена HotS пока не готова к тренерам. Если бы я мог тренировать топ-команду, я бы с радостью согласился, но пока, пожалуй, буду просто играть.

 

Значит, в 2017-м ты собираешься штурмовать Открытый дивизион?

Может быть, я не уверен. Все зависит от того, найду ли я работу, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

 

Что скажешь в заключении? Передашь кому-нибудь привет?

Хочу сказать, что я не был идеальным тренером. Я совершал ошибки и всего лишь учился основам этой профессии. С учетом вышесказанного, могу сказать, что осознаю свой вклад в развитие команды Gale Force eSports и что от работы с ними я получил большое удовольствие! Я люблю Heroes of the Storm, я вложил в нее большое количество времени и завел замечательных друзей в процессе. Надеюсь, когда-нибудь игра получит ту популярность, которую она заслуживает.

 

Оригинал

Автор: esportsjohn

Перевод: Машинский Рома

Редакция: Cheshire Neko


  • Вконтакте
  • Комментарии
  • Facebook

    Добавить комментарий